01 окт.2019
Звезды

Марк Захаров: Всевышний отпустил мне лет намного больше, чем я мечтал

На 86-м году жизни ушел из жизни прославленный режиссер «Ленкома». Несколько штрихов к портрету мастера

Анна ВЕЛИГЖАНИНА

Дочь Захарова Александра - ведущая актриса «Ленкома». Наиболее известные ее работы в кино - в фильмах «Формула любви» и «Криминальный талант».Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА/ЭГ

Вещий сон мамы

Марк Захаров признавался, что не сразу решил стать артистом.

«Ангел-хранитель, прежде чем привести меня к истокам суперпрофессии, намучился и натерпелся... На помощь пришла моя матушка, которая, суммировав мои неудачи в Военной академии, Архитектурном институте и МИСИ, поведала мне, что видела вещий сон, прямо касающийся моего дальнейшего образования. Матушка сообщила, что от судьбы не уйдешь и путь у меня один - в актеры», - вспоминал Захаров. Поверив в сон мамы, он решил попробовать поступить в Школу-студию МХАТ. Экзамены не сдал, но подготовил другой номер и поехал с ним в ГИТИС. Со второго раза удача ему улыбнулась.

Юмор как тренировка для мозга

Захаров с юности сочинял юмористические рассказы. «Вероятно, мое увлечение юмористическими рассказами очень помогло мне, - писал он. - Рассказы писались, публиковались и даже переводились за рубежом, как я это потом часто объяснял, в связи с настоятельной потребностью в дополнительном заработке, но, вероятно, это не совсем так. Я инстинктивно чувствовал, что надо тренировать мозги и сочинять, что-то писать, выдумывать, иногда мучительно, из последних сил, во имя некоторой весьма туманной цели, которую не мог тогда точно определить, но знал, что стараюсь не зря, - сколачиваю профессиональный капитал. Так и оказалось, хотя от своих юмористических рассказов теперь вздрагиваю, даже от самого воспоминания воротит».

Именно Захаров сочинил письма товарища Сухова к жене для фильма «Белое солнце пустыни».

Первый фильм озвучила Пугачева

Первой работой Захарова в кино стал фильм «Стоянка поезда - две минуты» (1972), который не получил широкую известность. Все женские роли в фильме озвучивала Алла Пугачева. Кстати, долгое время АБ была соседкой Захарова. Она жила этажом выше, и это нередко лишало его спокойного сна. Раймонд Паулс писал в мемуарах:

«В Москве мы собирались у Пугачевой. Устраивали всякие капустники. Заводилами таких вечеров были Пугачева, вокруг которой все пылало, Илья Резник и тогдашний муж Аллы Евгений Болдин. По пьяному делу и ссоры, и скандалы случались. Под Пугачевой жил Марк Захаров. Бедняга не мог дождаться, когда же мы утихомиримся».

«Мрак Анатольевич»

Захаров полушутя говорил, что его «въедливость» в работе сформировалась в нем под влиянием Андрея Миронова. В Театре сатиры, куда пришел работать начинающим режиссером, он ставил спектакль «Доходное место», в котором был занят Андрей Миронов. «Шли довольно вялые репетиции, и я запомнил их только потому, что там репетировал Андрей Миронов, - рассказывал режиссер в своей книге «Ленком» - мой дом». - Помню, он меня страшно донимал на репетициях вопросами: «Зачем я это делаю?», «Зачем я подошел к окну?», «Почему мне надо сесть?», «Какое действие у меня при слове «Здравствуйте?»... Теперь я объяснил бы ему в двух словах. Сослался бы на биоритмы, фазы Луны, фрейдистские комплексы, интуицию, уменьшение адреналина в крови... Тогда же Миронов не раз меня озадачивал, и я даже терялся. Я стал готовиться к репетициям тщательнее, теперь уже точно формулируя цель того или иного сценического поступка. Моя «въедливость» сформировалась во мне во многом под влиянием мироновской «въедливости». Надо отдать ему должное. Я ему стал вскоре объяснять каждое слово, каждое движение мизинца, и он отстал от меня с вопросами, утомился, успокоился, поверил, что все-таки что-то такое я тоже знаю».

Поначалу с Мироновым (на фото он в роли Остапа Бендера) режиссеру работалось очень трудно. Фото: Кадр из фильма

Въедливость и щепетильность Захарова отмечали многие.

- Он требовал полной филигранности, был необычайно дотошен, - сказал «КП» композитор Геннадий Гладков, писавший музыку к фильмам Захарова. - Так что за глаза мы называли его не Марк, а Мрак Анатольевич».

Укусить за пятку

На вопрос, с каким мультяшным персонажем вы себя ассоциируете, Захаров однажды ответил: «В фильме о Винни-Пухе есть ослик Иа, который печально смотрел на свое отражение в луже и говорил: «Душераздирающее зрелище!» Но, несмотря на свою внешнюю невозмутимость и неулыбчивость, режиссер любил розыгрыши. Например, предложил разыграть Андрея Миронова в его брачную ночь с Ларисой Голубкиной. Сразу после регистрации молодые отправились на мироновскую дачу на Пахре. Марк Захаров и Александр Ширвиндт дождались ночи и приехали туда. Сначала изображали привидения, ходили вокруг дома, выли и ухали. Но это не произвело должного эффекта. Тогда Марк Захаров предложил «сюрприз». По его подсказке Ширвиндт влез через окно в спальню к молодым. Увидев их мирно спящими, он... укусил Голубкину за пятку! «Ларисе Ивановне это почему-то страшно не понравилось. Почему - для меня загадка», - иронизировал Захаров.

К слову, и артисты «Ленкома» пытались шутить над своим худруком.

- Марк Анатольевич, сегодня на Пушкинской гей-парад! - объявил как-то на репетиции молодой актер.

- Вас раньше отпустить? - без всякой улыбки спросил мэтр.

Жалел о сожженном партбилете

В свое время Марк Захаров демонстративно сжег свой партбилет (состоял в КПСС) перед телекамерами - прямо в эфире программы «Взгляд». Позже он жалел об этом. «Признаюсь сразу, что я сожалею о том, что это произошло перед телекамерой и в порыве глупой театральной экзальтации. Выходить из КПСС надо было если и демонстративно, то спокойнее и по-другому», - написал в своей книге режиссер.

Этот жест был хорошо знаком советским зрителям. Фото: Кадр из фильма

Песня сексуальной революции

В советские годы цензура изводила многих творцов своими придирками. Марк Анатольевич признавался, что научился лавировать. Он с почтением кивал и записывал все советы, обещав внести коррективы в сценарий, и... через месяц приносил тот же материал без изменений. «Стало намного лучше», - часто констатировали цензоры.

«После окончательного приема на «Мосфильме» моего фильма «Обыкновенное чудо» один из телевизионных руководителей, взяв меня под локоток, вывел из просмотрового зала в коридор, - вспоминал Захаров. - Там он сказал:

- Как же я все-таки рад за ваше творчество! Вот только фразочку у Андрея Миронова «Стареет наш королек» давайте уберем. Лично для меня, по-дружески.

- Но ведь ее придумал не я, а сам Шварц!

- По-дружески, - улыбнулся ласковый друг. - Просьба сугубо личная. Ну в общем-то и не совсем личная.

За время съемок, как назло, Брежнев как раз постарел. С «корольком», плача и стеная, я расстался и потом даже смирился. Во-первых, потому что вскоре собирался снимать «Того самого Мюнхгаузена» по пьесе Григория Горина, а во-вторых, потому что мой телевизионный друг после долгих дискуссий и мучительных сомнений все-таки оставил столь смущавшую всю редактуру «Мосфильма» песенку Миронова о бабочке, которая крылышками бяк-бяк-бяк-бяк, и за которой рванул воробушек.

- Чего это воробушек с ней сделал? - спрашивали меня редакторы «Мосфильма» сощурясь.

- Воробушек возжелал дуру-бабочку как бы скушать, - отвечал я со всей доступной мне искренностью.

- Нет, - говорили мне наиболее умные редакторы. - Он от нее другого захотел, поэтому и погнался.

- Что вы! - махал я рукой на редактуру. - Тема чисто гастрономическая.

- Сексуальная.

- Гастрономическая.

Конечно, я лукавил, изворачивался, двурушничал, позорно лгал. Песня Андрея Миронова про воробушка была не просто песней - то занималась заря грядущей в России сексуальной революции...».

Жена Захарова Нина Лапшинова тоже была актрисой. Но играть в своих фильмах режиссер ее не приглашал. Исключение - маленькая роль в его картине «12 стульев», где Нина сыграла супругу отца Федора.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Фальшивые слезы Абдулова

Марк Захаров каким-то внутренним чутьем чувствовал, из кого можно сделать звезд. И, например, своему ученику Александру Абдулову многое прощал.

«Саша вносил необычайное разнообразие в размеренную жизнь. Хотя, не скрою, у нас с ним были сложности во взаимоотношениях, - признавался Захаров «Комсомолке». - Он часто опаздывал на репетиции и все время меня обманывал. Например, со слезами рассказал, как просидел всю ночь у постели любимой девушки. Первый раз после его рассказа мы оба заплакали, во второй раз заплакал я один, а на третий раз посоветовал ему придумать что-то новенькое».

Абдулов вспоминал: «Захаров почему-то меня заметил сразу. Он один в меня поверил, взял мальчишку, идиота напуганного с четвертого курса ГИТИСа и тащил, хотя его все отговаривали...».

Захаров же приметил в Саратовском театре никому еще не известного актера Олега Янковского, ставшего впоследствии всеобщим секс-символом. Пригласил он в свой театр Леонида Броневого, Татьяну Пельтцер, Евгения Леонова... Его учениками в разные годы были Николай Караченцов, Александр Збруев, Мария Миронова (дочь Андрея Миронова) и другие.

Вот что он говорил, например, о Караченцове:

«Некоторые зрители поначалу лицо Караченцова принимать не хотели и писали: «Уберите со сцены эту страшную физиономию!» Но Николай Петрович, которого я впервые увидел неприлично юным, тощим и длинноносым «гадким утенком», невероятно быстро оперился, укротил зрителя и покорил миллионы женских сердец... Караченцов стал именно тем самым тараном, что пробил брешь в стене, отделяющей старый Театр имени Ленинского комсомола от нового московского «Ленкома», - признавался Захаров.

Ныне модного режиссера Константина Богомолова мэтр тоже отметил своим вниманием: в «Ленкоме» нынешний муж Собчак поставил ряд спектаклей (потом, правда, не без конфликта ушел из «Ленкома», но через пару лет помирился с Захаровым).

Поставленный Захаровым спектакль «Юнона и Авось» - рок-опера композитора Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского. С 1981 года спектакль был показан более полутора тысяч раз.Фото: РИА Новости

А ВОТ БЫЛ СЛУЧАЙ

Король из политбюро

Захаров не без горделивой иронии отмечал, что однажды выиграл цензурный спор у Евгения Леонова. «Леонов в роли Короля появлялся в оконном проеме, задерживаясь для общего приветствия перед сценой венчания. Выход был торжественным и под звуки марша. Я попросил Евгения Павловича остановиться на несколько секунд и приветствовать собравшихся, слегка приподняв руку, как это делали в то время члены Политбюро на трибуне Мавзолея. Естественно, репетиция вызвала общий взрыв энтузиазма всей съемочной группы, - рассказывал Захаров. - Евгений Павлович глубоко задумался. Многолетний опыт съемок в кинокомедиях его многому научил. Он сказал: «Маркуша, будем переснимать и за те же деньги». Я согласился, что надо снять вариант без подъема руки, но и предложенную мной акцию также запечатлеть на пленке. Не знаю, чем руководствовались многочисленные цензоры, - то ли симпатией к Леонову, но «правительственное» приветствие уцелело в фильме. И в день премьеры фильма в Доме кино, когда Евгений Павлович поднял руку, начался общий и демонстративный восторг с повальным хохотом».

ДИАГНОЗ

Директор театра «Ленком» Марк ВАРШАВЕР:

Марк Анатольевич подхватил воспаление легких

- Марк Анатольевич 1 августа вернулся из Германии, где проходил лечение, - рассказал «КП» директор театра Марк Варшавер. - И чувствовал себя неплохо. А потом заболел: воспаление легких. Подлечили в Боткинской больнице. Причем он сам просился, чтобы его выписали, хотел скорее уйти из больницы. Торопился домой. А потом у него, к сожалению, возникло повторно воспаление. И тогда уже мы поместили его в московский институт имени Шумакова.

Мы бы его увезли в Германию, но не разрешили врачи, потому что побоялись, что он не доедет. У него не только воспаление было, но еще и с сердцем проблемы.

- В Германии он что лечил?

- В Германии он всегда два раза в году проходил обследование.

- А рака у него не было?

- Нет.

- Он вроде бы репетировал...

- Все репетиции были до отпуска. Он уже на 80 процентов поставил новый спектакль «Капкан» по произведениям Сорокина. Это про сталинское время, очень интересный сюжет. У нас уже билеты продавались на 2 - 3 декабря, премьера была намечена. Мы постараемся довести спектакль до конца.

- Он кого-то видел своим преемником в театре?

- Нет у нас такого слова - «преемник». У нас был Захаров, который не может иметь преемника, потому что равных ему нет.

СПРАВКА «КП»

Марк Анатольевич ЗАХАРОВ родился 13 октября 1933 года в Москве.

С 1965 года - режиссер Московского театра сатиры, с 1973 года - главный режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1990 года - «Ленком»).

Герой Труда Российской Федерации (2018). Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1987) и трех Государственных премий России (1992, 1997, 2002). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Всю жизнь был женат на одной женщине - актрисе Нине Лапшиновой, ушедшей из жизни в 2014 году.

Дочь - Александра Захарова (род. 17 июня 1962 г.), актриса «Ленкома», народная артистка РФ.

Самые известные работы

В театре:

- «Тиль» Г. И. Горина (1974)

- «Юнона и Авось» А. А. Вознесенского (1981)

- «Убить дракона» (1988)

- «Поминальная молитва» Г. И. Горина (1989)

- «Шут Балакирев» Г. И. Горина (2001)

В кино:

- «12 стульев» (1976)

- «Обыкновенное чудо» (1978)

- «Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

- «Формула любви» (1984)

Умер Марк Захаров

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марк Захаров. Смерть, которую не заметили

Обозреватель "КП" Павел Садков рассуждает, почему большинство читателей, зрителей, слушателей предпочли отдать свое внимание другим темам?

Простите за цинизм, но ничто не продается лучше смертей. Все в СМИ знают, что заголовок «Умерла такая-то актриса» цепляет и стар и млад, люди останавливаются у экранов, заходят на заметку на сайте, задерживаются глазами на газетной странице. Имя покойной чаще всего никому ничего не говорит, но от этого эффект чаще всего только сильнее. И этому, конечно, есть объяснение. Тема вечная, для всех неизбежная и хочешь - не хочешь, а пытаешься понять как и почему это происходит с другими. (подробности)

ЕЩЕ

«Обратно пишу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна»: Как Марк Захаров письмо за товарища Сухова писал

Нежный эпистолярный роман красноармейца с женой из фильма «Белое солнце пустыни» придумал советский театральный режиссер [видео]

28 сентября не стало Марка Захарова — бессменного худрука «Ленкома», режиссера, общественного деятеля, а еще...автора письма товарища Сухова. Да-да, Захаров был не только постановщиком модных и новаторских спектаклей и лучших советских фильмов, а и юморески сочинял, пьесы и статьи по теории театра. Именно к нему и обратился режиссер фильма «Белое солнце пустыни» Владимир Мотыль. (подробности)

источник kp.ru
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА - КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru