12 апр.2017
Общество

Пострадавшие от недогревов рязанцы не могут достучаться до властей

Недавно проблема была напрямую озвучена журналистом на пресс-­конференции врио губернатора Рязанской области Николая Любимова

Плата за отопление для жильцов дома на Введенской, 94 резко подскочила, но ни качественной услуги, ни перерасчетов добиться не получается.Фото: Сергей ЛАЗУТИН

Отопительный сезон на исходе, а жители Рязани продолжают жаловаться в редакцию «Комсомольской правды» на качество централизованного отопления. Хождение по инстанциям ­- то же хождение по мукам: коммунальщики, чиновники и даже надзорные органы или дают от ворот поворот, или отписками перекладывают ответственность друг на друга. Нормативные же документы гласят: Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей имеет статус единой теплоснабжающей организации, следовательно, несет ответственность за качество теплоснабжения в городе.

Несмотря на более чем 150 жалоб, поступивших журналистам от горожан всего за полтора отопительных сезона, власти проблему недопоставки оплаченного потребителями тепла признавать отказываются. МУП «РМПТС» же, пользуясь безнаказанностью, продолжает асоциальную политику недогревов. В особо морозные дни отопительных сезонов 2014-­2015, 2015-­2016 и 2016-­2017 годов «сетевики» заказывали у производителей теплоноситель с температурой от 10 до 32 градусов холоднее, чем требует утвержденный Схемой теплоснабжения Рязани нормативный график.

Мысли подчиненных устами руководителя

Надеясь на свежий и независимый взгляд на проблему, «Комсомолка» обратилась к врио губернатора Рязанской области Николаю Любимову ­- новому человеку у руля исполнительной власти. Сначала открытое письмо за подписью более 30 человек в его адрес было опубликовано на страницах газеты и сайте kp.ru, а затем на пресс­конференции он прокомментировал ситуацию напрямую.

Любимов заверил, что обращение видел, но ответил не своими словами, а в духе «как мне доложили» и «по той статистике, которую мне предоставили»:

- В этом году ситуация с отоплением не ухудшалась, потому что жалоб, слава Богу, не так много, ­- сказал он.

Взглянем на официальные данные администрации города. Только к концу февраля в адрес МУП «РМПТС» поступило 552 жалобы на качество теплоснабжения против 355 в прошлом отопсезоне. То есть их число возросло в полтора раза. Получается, что подчиненные вводят врио губернатора в заблуждение? Такое, похоже, было не раз:

- Людям неважно, какая температура в трубе. Главное, чтобы в квартире было тепло. По стандарту должно быть не холоднее +18, ­- сказал Любимов и от себя добавил, ­- но температура, конечно, должна быть выше.

Несложно догадаться, кому эти «комментарии» принадлежат на самом деле. В том же самом редакцию год назад пытался убедить тогда еще начальник городского управления энергетики и ЖКХ Андрей Горелов. Теперь он возглавил аналогичное областное министерство и отчитывается перед губернатором...

Конечно же, не только температура теплоносителя в трубе влияет на температуру в помещении, но она, по мнению экспертов, является одной из главных причин недогревов. Соблюдение санитарных норм ­- это не показатель качества отопления и комфортной среды в квартире. Так считают специалисты­-теплоэнергетики, не служащие на бюджетных должностях, мнения которых мы приведем ниже.

Николай Любимов пока не изъявил желания заниматься проблемами недогревов, плачевного состояния теплосетей в Рязани, а также сложной системы актирования и перерасчетов.Фото: Сергей ЛАЗУТИН

Не качество, а количество?

Но сначала обратим внимание на новые ответы, полученные редакцией от городской администрации, гордумы, а также прокуратуры области. Депутаты решили просто дистанцироваться от вмешательства в дела исполнительной власти, МУПа и надзорных органов, ограничившись ссылками на отдельные законы. Прокуратура дала абсолютно невнятный ответ, особенно в сравнении с прошлым годом, когда руководство РМПТС привлекли к ответственности за нарушение Правил техэксплуатации сетей. В 2017 году результаты длившейся более месяца прокурорской проверки не включили даже половины адресов, жильцы которых жаловались в редакцию на качество отопления. В областной прокуратуре ответили, что их жалобы не подтвердились. Формальные замеры температуры в помещениях ожидаемо нарушений не выявили, так как проходили (если проходили вообще) уже во время оттепели. Соблюдение Правил техэксплуатации сетей не проверялось вовсе, несмотря на очевидные рецидивы нарушений температурного режима отопления на подаче в город.

Муниципалитет же использовал привычный набор отговорок, всячески стараясь «законсервировать» проблему. Например, в одном из ответов чиновники заведомо недогретый по заявкам РМПТС теплоноситель пытаются оправдать так:

- Необходимое количество тепла может быть доставлено потребителю относительно небольшим объемом теплоносителя, но с высокой температурой, либо большим объемом теплоносителя с низким потенциалом (температурой - Прим. ред.).

Математически все верно. Но сие «уравнение» не имеет никакого отношения к Схеме теплоснабжения города Рязани и целому ряду федеральных нормативных актов, которые предусматривают качественное регулирование (по температуре в трубах), а не количественное (по расходу теплоносителя). К тому же даже самые опытные специалисты не готовы утверждать, что РМПТС увеличивает расход теплоносителя в нужной пропорции.

Перегретая обратка -­ не оправдание

Кроме того, городские чиновники привычно пытаются оправдать недогревы попыткой «обуздать» температуру в обратном трубопроводе, по которому теплоноситель возвращается к производителю. На этот раз чиновники заявили: при температуре выше +70 могут выйти из строя насосы на перекачивающих станциях.

- Есть насосы с разными рабочими режимами. Стоят они и на прямом трубопроводе, где температура в морозы поднимается выше 100 градусов. Они что, тоже должны сгореть? ­- удивляется бывший главный инженер МУП «РМПТС» Анатолий Цуканов. ­ - В мое время нас за перегретую обратку штрафовали. Сейчас таких штрафов нет. То есть это уже головная боль не для РМПТС, а для ТЭЦ, которым приходится дополнительно охлаждать теплоноситель. Проблема должна решаться непосредственно на объектах отопления настройкой элеваторных узлов, наладкой и ремонтом внутридомовых коммуникаций.

Статистика обращений с жалобами в адрес РМПТС, вопреки отчетам, ухудшилась. А температура обратной сетевой воды, пояснили эксперты, - отнюдь не большая проблема для РМПТС.

Судя по ответу администрации, сейчас основанием для выдачи паспортов готовности может служить гарантийное письмо управляющей организации с обязательством устранить те или иные недостатки. Раньше, по словам Анатолия Петровича, эти мероприятия проводились не на бумаге, а на практике. В теплосетях работали обходчики, проверявшие раз в неделю по 120­-150 домов. При наличии замечаний тепловая инспекция муниципального предприятия выдавала предписание ЖЭКу. Если коммунальщики не подчинялись, подключался надзорный орган. Теперь же тепловую инспекцию упразднили, а ее функции передали тому же Ростехнадзору. Уровень контроля резко снизился.

РМПТС и администрация Рязани постоянно ссылаются на проблемы с внутридомовыми коммуникациями, но, имея рычаги воздействия, ограничиваются "рекомендациями" и довольствуются "гарантийными письмами".

С заменой сетей поможет область?

Кардинально сократились и объемы замены изношенных сетей. Если раньше за год могли поменять 20 километров ненадежных труб, то теперь за пятилетку (с 2010 по 2015 год) заменили немногим более 40 километров.

- Объемы капитального ремонта теплосетей определяются, исходя из первоочередной потребности и финансовых возможностей, ­- оправдываются городские власти.

В переводе с чиновничьего: «Денег нет. Меняем то, что порвется». А куда, собственно, деваются деньги, которые платят потребители по тарифу? Ведь в тариф включены затраты по ремонтной программе РМПТС.

- Если городу не хватает средств, правительство постарается их изыскать, чтобы в этом отношении как­то помочь, - заверил Николай Любимов на пресс­-конференции. ­- Необходимо за бюджетные деньги ремонтировать сети и не допускать их выхода из строя.

В связи с этим призываем областное руководство перед выделением дополнительных денег городу с помощью счетной палаты тщательно проверить, как в последние годы МУП «РМПТС» распоряжалось полученными от горожан средствами. Как иначе можно удостовериться, что субсидии потратят эффективно? Тем более, что помощь требуется весомая:

- В свое время произвели расчет: чтобы привести тепловые сети в порядок, нужно 4,5 миллиарда рублей, -­ привел сумму Анатолий Цуканов. ­- Причем речь идет не о полной реконструкции, а именно об обеспечении нормальной работы сетей.

Тем временем на текущий и капитальный ремонты основных производственных фондов (где трубы ­- только часть) РМПТС рассчитывает потратить в 2017 году 236,4 миллиона рублей...

«Щадящий» режим или средство наживы?

Кстати, ранее в Ростехнадзоре заявили, что в Рязани не топят по температурным нормативам именно из-­за высокой доли износа сетей ­ до 86%. Никаких экспертных оценок о необходимости снижать параметры из­-за опасности аварий ведомство не предоставило. Ведь именно в снижении параметров при падении среднесуточной температуры заключается «щадящий» режим, в котором работает РМПТС.

В результате политики экономии и исключительного права, данного Ростехнадзором, не соблюдать Правила техэксплуатации сетей РМПТС и городские власти допускают ситуацию, при которой сети изнашиваются все сильнее, а дома получают все меньше тепла. Как ранее пояснял бывший начальник тепловой инспекции муниципального предприятия Иван Макеев, это ведет к недооказанию услуги отопления:

- В расчете удельных норм на нагрев квадратного метра отапливаемой площади используется средняя температура наружного воздуха в отопительный период с привязкой к исполнению утвержденного температурного графика. Занижение графика более допустимых величин приводит к нарушению процесса теплоснабжения и ненадлежащему исполнению договорных обязательств, а также экономической выгоде для МУП «РМПТС».

Замкнутый круг для потребителей

Перечисленные нарушения происходят на фоне невозможности для потребителей получить перерасчет. С этим столкнулись жильцы дома №94 по улице Введенской. Люди испытывают целый комплекс проблем.

Те, кто живет на нижних этажах, массово жалуются на холод в квартирах. Причем даже акты у РМПТС и ЖЭУ получить не удается из­-за грубых нарушений правил измерения температуры в помещениях:

- Приходящая на вызов женщина, не представляясь, забегает в квартиру со своим прибором в руке, с ходу указывает на него и говорит, что есть +18 градусов. А у нас даже +15 бывает по комнатному термометру. Приходится в квартире держать полный комплект обогревателей, а на кухне включать газ, -­ делится одна из жительниц дома Наталья Седова. - Так каждый год. Причем в январе были две недели, когда топили на удивление хорошо, пока неподалеку не прорвало теплотрассу. Значит, трубы внутри дома и в квартире в норме, а вот тепла не дают столько, сколько положено.

Ее соседка Виктория Мосейчук рассказывает еще об одной проблеме. На фоне плохого отопления с введением новых нормативов плата за и без того самую дорогую услугу у всех повысилась почти на 20% при «допустимой» планке 6,7%. И даже с учетом хитрого механизма компенсации более чем за несколько месяцев ее получать не удастся, так как изменится базовый период -­ точка отсчета подорожания.

Виктория Мосейчук, проживающая в проблемном доме, вместе с соседями обращалась во многие инстанции и теперь планирует направить коллективное обращение областным властям.Фото: Сергей ЛАЗУТИН

- Уже не первый год в начале отопительного периода теплоснабжение в нашем доме фактически отсутствует, ­- описывает другую беду Виктория Анатольевна. ­- Так, с 22 сентября до 1 октября 2016 года батареи не прогревались вообще, тогда как плата взималась в полном объеме. Мне как собственнику квартиры площадью 85,6 «квадрата» пришлось переплачивать 800 рублей. Представьте, сколько заработали на целом доме.

Это лишь одна из многих историй, герои которых ищут спасения у журналистов, не найдя его у власть имущих, теплосетей и управляющих организаций, и скоро она получит продолжение. А пока повторно обращаемся к врио губернатора Николаю Любимову с просьбой углубиться в проблему недогревов, плачевного состояния теплосетей, сложной системы актирования и перерасчетов.

Жильцы поставили 28 подписей под обращением в прокуратуру с жалобой на недооказанную услугу отопления и резкое повышение тарифов на тепло.Фото: Сергей ЛАЗУТИН

В ТЕМУ

Актируем нарушения вместе

В распоряжении редакции имеется поверенный прибор «ТКА­-ПКМ», который в отопительном сезоне 2017­-2018 годов мы совместно с экспертами рассчитываем использовать для замеров температуры в жилых помещениях, если она не соответствует нормативной. Постановлением правительства №354 предусмотрен механизм, с помощью которого мы сможем составлять акты о нарушениях, добиваться перерасчетов, а главное ­ бороться за оплаченное тепло. Даже в отсутствие представителей МУП «РМПТС» и управляющих организаций.

Главное, чтобы как можно больше людей знало об этом к следующей зиме. Чтобы узнать подробности, напишите администраторам группы «Замерзшие в Рязани ­ проблемы с отоплением» на сайтах ВКонтакте и Facebook или на почту kp­-62@list.ru.

источник kp.ru
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА - КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Электронная почта: kp-62@list.ru Телефоны: 95-78-87 (редакция), 95-78-77 (коммерческий отдел) Адрес: 360000, город Рязань, улица Праволыбедская, дом 35 корпус 2, офис 4
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru