Рязанцам не возвращают деньги за отсутствие отопления и вынуждают тратиться на обогреватели
Муниципальные теплосети продолжают недопоставлять тепло в город, а среди населения появляются все новые жертвы недогревов
В нашу редакцию продолжают поступать жалобы от читателей на качество отопления в Рязани. Год назад их было около 100, теперь это число увеличилось еще наполовину. Если отметить на карте каждый адрес, где горожане, в том числе самые юные, мерзнут в квартирах, школах и детских садах, то станет очевидно, что проблема нарастает и требует немедленного решения, так как затронуты все районы города.
НЕДОГРЕВЫ ДО 33 ГРАДУСОВ
Минувший отопительный сезон открыл истинное положение дел в системе теплоснабжения Рязани. Муниципальное предприятие теплосетей оказалось не готово обеспечить всех потребителей качественным отоплением, а его официальный представитель перед началом отопительного сезона открыто заявил о намерении продолжать недогревы этой зимой. Несмотря на то, что Ростехнадзор в прошлом году оштрафовал МУП «РМПТС» за нарушения температурного режима в теплосетях, оно продолжает занижать закупку тепла для Рязани и игнорировать утвержденный Схемой теплоснабжения города температурный график.
Речь о графике, который четко регламентирует, теплоноситель какой температуры должен подаваться по трубам при той или иной температуре наружного воздуха. РМПТС, пользуясь статусом единой теплоснабжающей организации и монополиста, регулярно заказывает у обеих ТЭЦ теплоноситель заметно холоднее, чем требуется для нормальной работы системы центрального отопления. Чиновники при этом потворствуют экономии со стороны муниципальной структуры, а «народные избранники» предпочитают не вмешиваться в незавидную судьбу своего электората.
Судя по имеющимся у редакции данным, каждый морозный период в текущем отопсезоне оборачивается недопоставкой тепла «сетевиками». Например, с 6 по 11 января РМПТС занижало температуру теплоносителя на 10-33 (!) градуса, в конце того же месяца на 19-30, а на исходе первой недели февраля недогревы в теплосети составляли 24-28 градусов.
«ТЕПЛА НЕ ЖДИТЕ!»
Подавляющее большинство подключенных к центральному отоплению домов не имеют приборов учета тепловой энергии. Их жильцы платят по фиксированному тарифу независимо от качества услуги отопления. То и дело отступая от температурного графика, РМПТС экономит на закупке тепла, а людям достаются дополнительные денежные затраты и чувство безысходности из-за бюрократических барьеров.
Так произошло в доме №88 по улице Стройкова. Только у одного из жильцов - Елены Крошкиной - хватило сил и желания бороться с отопительным беспределом. В холодные дни обогреватель, самый «прожорливый» электрический прибор в доме, работает, не переставая. Деваться некуда: или деньги, или здоровье. Сотрудники теплосетей и управляющая компания «ГУЖК Железнодорожного района» хорошо знают эту квартиру. Здесь им пришлось неоднократно актировать нарушения санитарных норм.
- Нам сразу сказали: «Такого тепла, как раньше, не ждите». Мастер управляющей компании призналась, что они по указанию РМПТС были вынуждены перенастроить систему в доме, после чего и начались проблемы с отоплением. Я не хочу платить в полном объеме за услугу, которая оказывается кое-как, поэтому уже трижды вызывала проверки, - говорит Елена.
Нашему корреспонденту удалось побывать на одной из таких проверок. Только переступив порог, представительницы РМПТС и УК дружно заявляют, что в помещении «не так уж холодно». 17 градусов на термометре их не убеждают.
- У вас окно холодное, между стеной и полом поддувает. Если шкафы отодвинуть, там такой же сифон будет, - причитают «эксперты» и отражают свои «умозаключения» в акте.
Только вот стеклопакеты стоят герметичные, пластиковые, а условия в квартире не менялись с начала 2000-х. Батареи и стояки за лето забиться никак не могли, а значит, причина - в сознательно заниженных температурно-гидравлических режимах теплоснабжения.
ПРОРЫВ ЗА ПРОРЫВОМ
Серьезные проблемы с теплом в доме по адресу Гагарина, 72 тоже начались этой зимой. За пару месяцев жильцы вынуждены были страдать из-за перебоев с отоплением трижды. Теплоноситель не подавался в дом сутками, а термометр показывал 15 градусов!
- В остальное время температуру тоже нельзя было назвать комфортной. Она держалась на уровне 18 градусов в морозные дни, приходилось надевать теплую одежду и включать обогреватель, - рассказывает один из жильцов Андрей.
Редакция ждет официальной статистики от администрации, но даже беглого взгляда на новости хватает, чтобы понять: аварии на городских теплосетях стали чаще. Наиболее крупные случались на улицах Баженова, Братиславской, Мервинской, Новоселов (дважды), Свободы. Так, при прорывах 4-й магистрали в Песочне без отопления оставались полторы сотни домов.
Специалисты-теплоэнергетики не раз объясняли: к повреждениям приводят не только морозы, но и резкие перепады температуры. В Рязани ситуация усугубляется тем, что сети сильно изношены и очень мало ремонтируются. К тому же столбик термометра этой зимой скачет довольно часто.
АВАРИИ-НЕВИДИМКИ
Надежда Выгребалина из дома №4 по улице Полетаева почувствовала на себе последствия аварий и решила добиться справедливости. Если РМПТС долго не подает тепло в дом, то и учитывать эти дни в платежке за отопление не имеют права, обоснованно считает кандидат экономических наук и опытный вузовский преподаватель Надежда Ильинична:
- Отопление отключили в полдень 6 декабря. Я думала, что произошел прорыв в доме и слесари его быстро устранят, но утром следующего дня батареи оставались холодными. После звонка в УК пришел слесарь и заявил, что у него «полные карманы заявок» и «во многих домах нет отопления из-за РМПТС».
По словам собеседницы, возобновили подачу тепла только около полудня 8 декабря. Квартира два дня прогревалась до нормативной температуры, а хозяйка написала в РМПТС и городское управление энергетики и ЖКХ обращение с требованием произвести перерасчет. Но не тут-то было.
- Мне ответили, что факт отсутствия отопления не зафиксирован, так как сигналов от жителей не было. Хотя даже дежурная по городу 7 декабря призналась, что звонков поступает много. УК тоже утверждает, что информацию об отсутствии тепла в РМПТС передала, - негодует женщина.
Как после этого можно верить отчетам чиновников о снижении аварийности и уменьшении количества жалоб от населения? А ведь мы прекрасно знаем, что во многих домах Рязани холодно и без аварий.
Теперь Надежда Ильинична обратилась в жилинспекцию и ждет перерасчета на 553 рубля. Деньги, конечно, не кажутся значительными, однако в масштабах города с учетом немалого количества аварий и недогревов невозвращенные РМПТС суммы могут исчисляться сотнями тысяч.
НИ РУБЛЯ БЕЗ БОЯ
Рязанцев вынуждают бороться за каждый рубль. Система перерасчетов выстроена таким образом, что связываться с ней никто не хочет. Коммунальщики скорее затаскают по судам, чем добровольно раскошелятся. За компенсацией по повышению платы сверх предельного роста тарифов ЖКХ (6,7%) обращается, дай Бог, каждый десятый житель. Тем временем отопление в некоторых домах, причем часто не самых благополучных, с введением новых нормативов потребления подорожало почти вдвое. У наших героев, Елены и Андрея, в хрущевках - на 500 и 400 рублей в месяц соответственно.
Если сложить все эти факторы воедино, вывод напрашивается неутешительный. Рязанцы втридорога платят МУП «РМПТС» за услугу, качество которой только падает. По-прежнему недотапливают и в общеобразовательных учреждениях. Об этом нам сообщили ученики школ №37, 57 и 73. А на школе №73 с ноября висит объявление дирекции с обращением к родителям одевать детей теплее из-за холода в учебном учреждении. Аналогичные проблемы возникали и в детском саду №123.
Чтобы разобраться в сложившейся ситуации и добиться справедливости, мы направляем запросы в Администрацию города Рязани, Ростехнадзор, Жилинспекцию, правительство Рязанской области, прокуратуру, производителям тепла и другим компетентным министерствам и ведомствам. В следующих статьях мы расскажем о результатах нового журналистского расследования.
НАША ЭКСПЕРТИЗА
Фиксируем недогревы вместе
Уважаемые читатели! В распоряжении редакции появился новый поверенный термометр для замера температуры в помещениях. Мы сотрудничаем с экспертными организациями - Центр независимой потребительской экспертизы, Экспертное учреждение «Рязанская лаборатория судебной экспертизы», чьи акты и экспертные заключения станут оружием в борьбе за тепло в ваших квартирах.
Мы призываем всех потребителей тепла в Рязани, которые страдают из-за температуры ниже санитарных норм, обращаться по телефонам: (4912) 95-78-87, 95-78-86, по электронной почте kp-62@list.ru, а также в личном сообщении группе «Замерзшие в Рязани - проблемы с отоплением».
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
По старой схеме
Городское управление энергетики и ЖКХ откровенно провалило актуализацию Схемы теплоснабжения города на 2017 год. Общественные слушания так и не состоялись. Еще осенью минувшего года в управлении «Комсомолке» признались, что подрядчик работы по актуализации выполнил не полностью. Теперь ходят слухи, что муниципальный контракт с этим подрядчиком будет расторгнут, а следовательно, пока останутся неучтенными поступившие предложения от рязанцев, в том числе о переключении на другой источник тепла. Откладывается и внесение изменений в Схему по требованию Минэнерго РФ.
Тем временем чиновники уже опубликовали сообщение о следующей актуализации, то есть обновлении главного городского документа в сфере теплоснабжения на 2018 год. Предложения по адресу: улица Пожалостина, 27 (кабинет 25) принимаются до 1 марта. Справки по телефонам: (4912) 27-35-75, 27-35-74.
В ТЕМУ
Подробнее о результатах журналистского расследования вы можете прочитать в статьях:
- "Социальная безответственность, или В чем главная причина недогревов в теплосетях города";
- "Пока в Рязани чиновники скрывают недопоставку тепла, в Курске защищают права потребителей";
- "Рязанское УФАС: Износом сетей нельзя оправдать недопоставку тепла горожанам";
- "В начале нового отопительного сезона РМПТС пообещало продолжать недогревы".