16 нояб.2016
Недвижимость

В начале нового отопительного сезона РМПТС пообещало продолжать недогревы

Опыт борьбы с бюрократической машиной говорит: спасение замерзающих - дело рук самих замерзающих

Если четверть века назад в лютый мороз по трубам циркулировал теплоноситель температурой до 130 градусов, то теперь РМПТС недогревает при малейшем похолодании.

Хотя на календаре середина ноября, зима уже наступила, но еще не успела показать зубы. Кусачие морозы в январе прошлого отопительного сезона наглядно продемонстрировали, что Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей не готово обеспечить потребителей централизованной системы теплоснабжения качественным отоплением. В нашу редакцию в январе-феврале 2016 года поступило около 100 жалоб из жилого фонда и социальных учреждений Рязани - школ, детсадов… По этим фактам было проведено большое журналистское расследование.

Журналисты сообщили об этих жалобах максимально широкому кругу ведомств и, к стыду последних, получили в большинстве случаев формальные отписки. Реальные проверки в прошлом отопсезоне провели только Ростехнадзор и Прокуратура Рязанской области: сначала оштрафовали РМПТС за нарушение температурного графика, а после повторных нарушений предписали привлечь виновных к дисциплинарной ответственности. Но в итоге сетевики не только открыто заявили о намерении продолжать недогревы этой зимой, но и пожаловались на журналистов в полицию - мол, оклеветали. Принадлежность к муниципалитету развязывает сетевикам руки, как и дружное бездействие чиновников с депутатами. «Народные избранники» и вовсе предпочли переложить проблемы своего электората на горадминистрацию, которая вряд ли станет наказывать своих же коллег из муниципального предприятия. Ту же тактику переадресации предпочли региональные власти и даже Минстрой РФ.

МОРОЗ ГРОЗИТ КАТАСТРОФОЙ

Температурный график, за нарушение которого Ростехнадзор наказал РМПТС, регламентирует температуру подаваемого и возвращаемого теплоносителя в сетях. Он утвержден на федеральном уровне вместе со Схемой теплоснабжения Рязани и должен соблюдаться для нормальной работы системы центрального отопления по всему городу. Однако в прошлом отопсезоне сетевики сознательно занижали температуру теплоносителя на его подаче в город и фактически отбирали у потребителей часть оплаченного по нормативу тепла.

Так случалось регулярно. Например, 25 января, когда среднесуточная температура была -19, норматив температуры теплоносителя на подаче составлял 128,7, а на деле ни в зоне Дягилевской ТЭЦ, ни в зоне Ново-Рязанской ТЭЦ этот показатель не поднялся выше 100 градусов. Можете себе представить, сколько тепла город не получил из-за 23-процентного недотопа? И это только на входе в теплосети, а в конце магистралей и особенно в отдаленных тупиках с учетом потерь потребителям недопоставили тепла еще больше. Кроме того, на основе данных по зонам обеих ТЭЦ за несколько лет можно сделать вывод: температуру выше 110 градусов диспетчер РМПТС не заказывает никогда. Остается благодарить судьбу, что зимы стоят мягкие. Однако старожилы помнят, как в конце 70-х горожанам приходилось выживать в лютый мороз при среднесуточной температуре до -28:

- Тогда Рязань была чуть ли единственным городом, вышедшим после холодного периода без критичных повреждений на сетях, а держали, между прочим, 130 градусов, - делится воспоминаниями бывший главный инженер РМПТС Анатолий Цуканов. - Даже в Москве люди на улице костры разводили - жгли мебель, а Рязань тогда справилась, хотя в Московском районе и пришлось временно отключить горячее водоснабжение.

Если русская зима вновь себя проявит, сложно представить, что будет теперь, когда теплосетевое хозяйство находится в изношенном состоянии, а муниципальный собственник и власти озабочены вопросами экономии.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕ ПРИНИМАЮТСЯ

Вектор аномального поведения кормящихся из городского бюджета структур могло изменить только Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области. Вера в это была, когда борцы за конкурентный рынок возбудили дело против РМПТС по признакам ущемления прав неопределенного круга лиц, то есть потребителей услуг центрального отопления. Заместитель руководителя управления Владимир Луканцов сразу пояснил, что комиссия выступила на стороне заявителя (нашей редакции) в защиту рязанцев, но стоило производству перейти в завершающую стадию, как контролирующий орган перестал замечать доказательства вины ответчика. Комиссия УФАС не учла даже мнение эксперта - бывшего начальника тепловой инспекции МУП «РМПТС» Ивана Макеева.

- Взаимоотношения между потребителями и поставщиком тепла регулирует договор, по которому параметрами качества услуги отопления являются нормативное давление и температура теплоносителя в подающем трубопроводе. При занижении температурного графика ресурсоснабжающая организация недопоставит необходимое количество тепловой энергии, а потребитель его недополучит, - считает Иван Алексеевич.

Но недооказание услуги отопления, которой пользуются сотни тысяч рязанцев, при рассмотрении дела не стало аргументом. Более того, подписанное экспертом письмо с подтверждающими позицию заявителя доводами неожиданно «пропало» и не было приобщено к остальным материалам, хотя в комнате для заседаний комиссия получила его из рук в руки... Позже из компетентных источников редакции стало известно о попытках контакта муниципалитета с антимонопольщиками в период рассмотрения дела. Круг замкнулся, оставив за бортом такие понятия как справедливость и интересы горожан. УФАС в своем решении констатировало наличие недогревов в теплосетях, но отказалось признать РМПТС виновным в нарушении антимонопольного законодательства, и дело было закрыто. Выходит, теперь спасение замерзающих - дело рук самих замерзающих?

ТРЕБУЙТЕ АКТЫ

Чему могут научить битвы с бюрократическими ведомствами, так это серьезному отношению к фиксации недогревов документами. Множество жалоб, которые поступили в редакцию зимой, не были подкреплены актами проверок, фиксирующими нарушения в доме или квартире.

При рассмотрении дела в УФАС теплосети представили акты проверок, датированные в большинстве своем второй неделей февраля, когда температура за окном не опускалась ниже -6. Даты проверок не совпадали с датами недогревов. Но, что удивительно, спекуляция этой макулатурой сработала.

Поэтому в стартовавшем отопительном сезоне призываем рязанцев незамедлительно сообщать о нарушениях в редакцию, жилищную инспекцию и Роспотребнадзор, управляющие компании, а первым делом исполнителю - в диспетчерскую службу РМПТС, инициируя проверки с выходом комиссии на место. Следует помнить:

• согласно закону, сообщения принимаются как письменно, так и устно, но бывалые советуют обращаться только письменно, получив отметку о получении на втором экземпляре;

• исполнитель, фиксирущий жалобу, обязан сообщить потребителю номер, за которым сообщение зарегистрировано и Ф.И.О принявшего его лица;

• для выяснения причины и фиксации факта нарушения должна быть организована выездная проверка, дату которой исполнитель обязан с потребителем согласовать, причем по умолчанию она должна проводиться в течение двух часов, хотя на деле это происходит «не позднее следующего дня»;

• каждому заинтересованному лицу должен выдаваться собственный экземпляр акта проверки со всеми

подписями;

• если потребитель не согласен с результатами проверки, то он вправе назначить повторную - с привлечением эксперта.

Нарушениями, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, является в том числе температура в помещениях ниже +18 градусов (в угловых комнатах - ниже +20), давление во внутридомовой системе отопления ниже 0,05 мегапаскаля.

КУДА ЗВОНИТЬ?

• Диспетчерская служба МУП «РМПТС» - (4912) 34-05-44.

• Управление Роспотребнадзора по Рязанской области - 8-800-100-2262.

• Государственная жилищная инспекция по Рязанской области - (4912) 21-78-40.

НЕ БОРИТЕСЬ В ОДИНОЧКУ

Говоря о проблемах теплоснабжения, нельзя не вспомнить о взрыве бытового газа в 1-м Осеннем переулке. Семь смертей как итог долгой и по большей части бесплодной борьбы жильцов за тепло. Эта трагедия заставляет всех пересмотреть свое отношение к коммунальным неурядицам, которые бьют не только по карману, но и по нашей безопасности. Накапливающий долги собственник котельной, ТСЖ и газовики, не способные предотвратить самодеятельность жильцов по установке индивидуальных котлов, - это, к сожалению, нередкие явления. Годами безмолвствовали власти, которые передали проблемную котельную другому арендатору только на пороге зимы, когда люди рисковали остаться вообще без тепла. В результате взрыва котельную раздавило бетоном, а чиновникам пришлось вспомнить, что рядом пролегает теплотрасса, к которой дом впоследствии присоединили в экстренном порядке.

Возникает вопрос: почему этого не сделали раньше? Скорее всего, сами жильцы не желали расставаться с котельной, построенной на их же деньги, хотя никак не могли отвоевать ее у частного собственника.

При этом не афишируется одна важная деталь: Схема теплоснабжения Рязани, которая предусматривает инвестиции в инфраструктуру, ежегодно проходит актуализацию. В период приема заявок жильцы и ТСЖ могут обратиться к городской администрации с заявлением о переключении дома на центральное отопление либо передать котельную в аренду РМПТС или реконструировать ее, если оборудование износилось и устарело. Узнай об этом жильцы пострадавшего от взрыва дома №4 раньше, будь чиновники менее инертны, а коммунальщики - менее сосредоточены на своей выгоде, взрыва можно было бы избежать, переключив дом на другой источник тепла в плановом порядке.

БУДЬ В КУРСЕ!

Имеется информация, что уже в декабре горадминистрация проведет общественные слушания по очередной актуализации Схемы теплоснабжения Рязани. ТСЖ и жильцы, чьи дома страдают от недогревов и перебоев в работе частных или муниципальных котельных, могут подать заявку в городское управление энергетики и ЖКХ на включение своего проекта в Схему и инвестиционную программу.

Как это правильно сделать, расскажут на специальном семинаре, для участия в котором редакцией будут приглашены специалисты РМПТС и администрации города. Запишитесь на семинар по телефонам (4912) 95-78-86, 95-78-87, электронной почте kp-62@list.ru либо напишите в группу «Проблемы с отоплением в Рязани» (vk.com/beztepla62, ok.ru/group/53873012965499).

Если у вас проблемы с теплоснабжением, сообщайте об этом нам и приходите на общественные слушания. Будем бороться за тепло вместе!

источник kp.ru
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА - КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Электронная почта: kp-62@list.ru Телефоны: 95-78-87 (редакция), 95-78-77 (коммерческий отдел) Адрес: 360000, город Рязань, улица Праволыбедская, дом 35 корпус 2, офис 4
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru