11 февр.2016
Общество

Социальная безответственность, или В чем главная причина недогревов в теплосетях города

Сегодня вместе со специалистами мы разберемся, почему в Рязани одни платят за еле теплые батареи столько же, сколько другие за горячие, и кому это выгодно

Антон КОНОВАЛОВ

Факт одного из серьезных отклонений температурного режима зафиксировали жители дома №14 по улице Высоковольтной с помощью специального термометра на «прямой» трубе, идущей к квартирам. В тот день, 24 января, синоптики заявили среднесуточную температуру -18 градусов Цельсия, и по графику теплоноситель должен был закупаться теплосетями порядка +127 градусов. Меньше 95 градусов на входе в дом - это катастрофический недогрев.

Несмотря на то что былых холодов уже нет, в редакцию продолжают поступать жалобы людей на проблемы с отоплением в Рязани. Инициативная группа держит руку на пульсе и уже направила запросы представителям власти и надзорным органам с просьбой провести проверки по фактам недогревов жилья и соцобъектов (см. подверстку «Возвращаясь к напечатанному»). Также мы задали всем участникам процесса теплоснабжения в Рязани конкретные вопросы, на которые рассчитываем получить не менее конкретные ответы.

Накипело

Впрочем, и в ожидании этих ответов нам, как и пострадавшим от недогревов читателям, есть что сказать. За прошедшую семидневку подписчиков групп «Замерзшие в Рязани» в соцсетях стало вдвое больше, а список «холодных» адресов с конкретными жалобами горожан на качество теплоснабжения разросся почти до 100.

- В морозы в детской комнате днем было 16 градусов. И это притом, что утеплили одну из стен, которая выходит на улицу, заменили стеклопакеты и все трубы, - делится Елена, мама двух малолетних детей, жительница дома №15 «б» по улице Подгорной. - Сначала в ЖЭУ №21 грешили на засоры и качество батарей, но потом признали, что РМПТС не выдерживает необходимых параметров. Так и живем: как мороз - батареи еле теплые.

- Даже с обогревателями температура в зимнее время выше 18-20 градусов не поднимается. Замерял температуру батарей термопарой (устройство, применяемое в промышленности, науке, медицине - Прим. ред.) - 38 градусов, - рассказывает Станислав, проживающий по адресу Загородная, 4. - То же самое с горячей водой. Началось это с того момента, как купили квартиру 10 лет назад.

Теперь становится очевидно: у людей «накипело», и закрывать глаза на столь масштабную проблему, отрицать или оправдывать ее существование нельзя. Но пока официальная реакция поступила только от «Общероссийского народного фронта», центральный аппарат которого в Москве заинтересовался этой социально острой темой.

Власти пока молчат

В январе одной из причин похолодания не только в квартирах рязанцев, но и в ряде школ, детсадов, больниц эксперты назвали несоблюдение температурно-гидравлического режима в городской системе теплоснабжения. То есть температура воды в системе центрального отопления, заказчиком которой выступают рязанские муниципальные теплосети, в холодные дни регулярно оказывается ниже нормативных значений. Конечно, кроме нарушений температурного режима могут быть и другие причины проблем с отоплением: неотрегулированные со стороны ЖЭУ и изношенные внутридомовые коммуникации, плохое состояние магистральных и внутриквартальных городских сетей . Но разве могут такие обстоятельства служить оправданием регулярных недогревов, из-за которых в домах замерзают дети и старики?

Согласно «Правилам технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ», температуру в теплосетях своими заявками в адрес производителей ежедневно определяет диспетчер РМПТС. Но делать это муниципальное предприятие должно исходя из так называемого нормативного температурного графика: чем крепче мороз, тем горячее должен быть теплоноситель. На практике отклонения температуры от норматива, которые допускает РМПТС в холодные дни, составляют более 20 процентов. Факты таких отклонений зафиксировали жители дома №14 по улице Высоковольтной с помощью специального термометра на «прямой» трубе, идущей к квартирам. Судя по многочисленным жалобам, недогревы почувствовали на себе тысячи людей.

Однако власти, в том числе администрация города, до сих пор безмолвствуют, хотя социально ответственным шагом с их стороны было бы решение обязать РМПТС строго соблюдать температурный график и прекратить недогревы. А пока на этом фоне многие «замерзшие» вынуждены безрезультатно ходить кругами между собственным ЖЭУ или управляющей компанией и жилинспекцией.

Хорошо ли, плохо ли – плати?

- Очевидно, что несоблюдение РМПТС температурного графика в сторону занижения задаваемой температуры в сетях приводит к значительному уменьшению количества закупаемого у производителей тепла и, соответственно, к сокращению затрат РМПТС на приобретение тепловой энергии, - говорит эксперт. При этом за отопление от теплосетей горожане платят по установленному единому тарифу из расчета на квадратный метр жилой площади. Поэтому из месяца в месяц в платежке значится одна и та же сумма независимо от качества отопления и температуры за окном. Когда в морозы батареи остаются чуть теплыми и перестают греть, а сумма остается прежней, налицо зарабатывание дополнительных денежных средств на недогревах потребителей.

Другими словами, в РМПТС на нас экономят, но опускать руки не стоит! Потому что потребитель коммунальных услуг для защиты своих прав может пользоваться механизмом, предусмотренным жилищным законодательством (ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг) и Законом о защите прав потребителей. Сначала необходимо зафиксировать нарушения в виде актов, потребовать перерасчета платы за недотопы, а если требование не будет выполнено, можно смело идти в суд. И там в рамках споров гражданско-правового характера решать вопросы, связанные с материальными претензиями по качеству оказания коммунальной услуги – отопления, в том числе о размере начисленной платы, перерасчетах, уплате неустоек (штрафов и пеней), возмещении убытков, компенсации морального вреда.

- Если по вине РМПТС допущен недогрев жилых помещений при начислении теплосетями оплаты за отопление в полном объеме по нормативу, а граждане производят оплату без каких-либо корректировок и перерасчетов, то возможно также взыскание с этой организации неосновательного обогащения в соответствии со ст. 1102 ГК РФ, - комментирует юрист. В данном случае в защиту интересов неопределенного круга лиц (то есть населения) может выступить прокуратура, иск против нарушителя также может быть подан от лица ТСЖ как юридического лица.

ГЛАС НАРОДА

Более 40 процентов опрошенных рязанцев недовольны отоплением в своих квартирах

Желая разобраться в масштабах недотопов в городе, «Комсомолка» инициировала исследование, обратившись за помощью на факультет социологии и управления РГУ. Массовое анкетирование горожан затронуло разные районы Рязани. Среди них: Горроща, Центр, Кальное, Дашково-Песочня, Шлаковый, Приокский. Всего, поблизости от места жительства, было опрошено 300 человек. Интервьюеры интересовались у жителей, довольны ли они отоплением в своих квартирах в период январских морозов.

В числе недовольных оказалось значительное количество респондентов - около 42% опрошенных горожан посетовали на то, что в январе в их квартирах было прохладно и даже холодно. При ответе на другой вопрос четверть респондентов отметила, что качество отопления в домах, обслуживаемых теплосетями, по сравнению с прошлыми годами ухудшилось, а 61% опрошенных оценили, что качество услуг теплосетей осталось прежним. Среди недовольных отоплением горожан половина готова жаловаться в ЖЭУ, а 21% опрошенных готов терпеть некомфортную температуру в своих квартирах.

Насколько комфортной была температура в квартирах рязанцев- участников опроса во время январских морозов, %

Интересно еще одно наблюдение. Оказалось, чем дольше люди живут по одному адресу, тем больше привыкают к коммунальным трудностям. Так, среди тех, кто проживает на одном месте более 10 лет, выше процент довольных отоплением. Им теплее в своих квартирах. Совсем другая ситуация с теми, кто проживает по одному адресу первые три года. Люди замечают недостатки и готовы с ними бороться. Среди таких опрошенных горожан доля недовольных качеством отопления достигает 45%.

Результаты опроса. Людям приходится приспосабливаться жить с недогревами.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

В еженедельном номере от 3 февраля мы выяснили, что зимой недогревы в Рязани носят хронический характер. В дни пиковых холодов РМПТС заказывает температуру для отопления города более чем на 20% ниже нормативных значений. Например, 25 января текущего года при среднесуточной температуре наружного воздуха -19 теплосети заказали фактическую температуру сетевой воды 98 градусов при нормативе 128,7. В результате недогрев составил 30,7 градуса. В прошлом отопительном сезоне проблемы были аналогичными: например, 7 января при -20 за окном температура воды в сетях была около 100 градусов, хотя норматив требует ее нагрева до 131 градуса. И такая картина в холодные месяцы повторяется практически ежедневно.

источник kp.ru
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА - КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Электронная почта: kp-62@list.ru Телефоны: 95-78-87 (редакция), 95-78-77 (коммерческий отдел) Адрес: 360000, город Рязань, улица Праволыбедская, дом 35 корпус 2, офис 4
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru