03 мар.2016
Общество

Пока в Рязани чиновники скрывают недопоставку тепла, в Курске защищают права потребителей

Сегодня мы анализируем политику структур, причастных к недогревам в нашем городе, и расставляем точки над "i"

Антон КОНОВАЛОВ

Когда выяснилось, насколько остро в Рязани стоит проблема недопоставки тепла в сетях центрального отопления, мы поняли - это тема для журналистского расследования. В соцсетях был создан паблик «Замерзшие в Рязани». Появилась инициативная группа, которая и сейчас готова помочь пострадавшим от недогревов людям защитить их права. Число поступивших нам жалоб людей достигло сотни, и по некоторым уже проведена большая работа. Но на пути, как это нередко случается, встал бюрократический барьер.

Сегодня мы даем возможность высказаться всем участникам теплоснабжения, включая потребителей и управляющие организации, а также контролирующим, надзорным органам, представителям власти. Вы узнаете, сколько рязанцы недополучают оплаченного тепла, чем опасно нынешнее положение вещей, а также почему городские власти не хотят ничего менять.

Тепла 30 лет ждут?

В феврале мы рассказывали о доме №11 по улице Вознесенской, где с момента заселения на протяжении 30 лет люди не могли обойтись во время холодов без обогревателей и теплой одежды. Детей укладывали спать под несколькими одеялами в обнимку с банками, наполненными горячей водой! Проблемы не исчезали даже при «плюсе» за окном. Температура в жилых комнатах опускалась до +15, а в ванной комнате и туалете - еще ниже.

Одновременно зажженный газ и включенный обогреватель плюс теплая одежда – неизменные атрибуты выживания в холода жильцов многих домов. А сколько из них оказались вне нашего списка?

Каково же было наше удивление, когда через три дня после публикации жильцы дома позвонили нам и радостно сообщили:

- Сегодня у нас затопили так, как не топили никогда за все эти годы!

В такие совпадения верится с трудом. Тем не менее, в ЖЭУ-21 заявили, что статью не читали, а сделали все сами, «на свой страх и риск». Мы поинтересовались, как же удалось «отогреть» промерзший дом и почему этого не сделали раньше:

- Мы неоднократно поднимали этот вопрос на совещаниях в администрации города, но никто нас не услышал, - объявили на том конце провода. - Устали бороться с теплосетями и их заниженными режимами - гидравлическими и температурными.

В ЖЭУ пояснили, что в доме регулировка осуществляется с помощью элеваторного узла, одним из основных элементов которого является сопло - устройство в виде конуса, через которое проходит теплоноситель. Чем его выходное отверстие уже, тем меньше подача тепла в дом. Диаметр сопла рассчитан на те нормативные показатели (температуры и давления), которые должен соблюдать поставщик тепла - РМПТС. В январе, по наблюдениям сотрудников жилищно-эксплуатационного управления, эти режимы не выдерживались. Как итог, в квартирах еле теплые батареи. Поэтому для достижения качества теплоснабжения при недогревах в сетях ЖЭУ вынуждены ставить сопла с большими диаметрами или вообще от них избавляться. Данный случай вновь доказывает: в части жилого фонда недотопы изначально происходят по вине муниципальных теплосетей.

Температура по понятиям

РМПТС является поставщиком тепла для жителей Рязани, которые пользуются центральным отоплением. В ответе на наш запрос муниципальное предприятие высказалось скупо, проигнорировав половину (!) вопросов. Администрация города прислала в редакцию абсолютно идентичнное письмо - практически буква в букву. Это неудивительно, поскольку РМПТС - подведомственная мэрии структура.

Суть ответов сводится к следующему: качество отопления в городе определяют не по соблюдению нормативов и температуре наружного воздуха, а по температуре воды в обратном трубопроводе. То есть, если «обратка» перегрета на несколько градусов, в РМПТС считают, что на 100% обеспечили всех потребителей теплом «в требуемом количестве». На самом деле, такой подход приводит к недогревам, оправдать которые не может даже стремление муниципального предприятия избежать аварий из-за изношенности сетей. Но главное, показателем качества для потребителей являются именно отпущенные объемы тепла - того, за которое мы платим по тарифу за квадратный метр, однако, как выяснилось, не получаем в полной мере.

Недогревы все-таки были

Температура сетевой воды в подающих трубопроводах в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения температурным графиком должна быть задана по усредненной температуре наружного воздуха, - гласят Правила технической эксплуатации сетей, утвержденные приказом Минэнерго №229 от 19 июня 2003 года. Редакции удалось получить у энергетиков таблицу зависимости температуры теплоносителя, подаваемого в сети, от температуры окружающего воздуха (см. фото) в январе 2016 года. В течение 20 морозных дней января недогревы в теплосети по подающим трубопроводам составляли от 6 до 30 градусов. Без сомнения, этим нарушениям должны давать оценку органы прокуратуры, Роспотребнадзора и Ростехнадзора. Со своей стороны, РМПТС располагает таким же договорным графиком, с указанием температурных отклонений, однако, вопреки нашему запросу, отказалось его обнародовать. Получается, что теплосети недогревали город, сокращая свои расходы и увеличивая прибыль за счет потребителей, которые неизменно платят по единому тарифу.

Значения колонок: 1 - дата, 2 - среднесуточная температура наружного воздуха, 3 - фактически заказанная температура, 4 - нормативная температура, 5 - отклонение от норматива (недогрев).

Информацию о регулярных недогревах официально подтвердил производитель тепла:

- По полученным данным, в январе 2016 года вследствие занижения диспетчером РМПТС значений температурного графика фактический объем поставки тепловой энергии в зоне Ново-Рязанской ТЭЦ оказался меньше расчетного ориентировочно на 47 000 Гкал. За январь 2015 года аналогично было недопоставлено 27 000 Гкал, - говорится в кратком ответе Ново-Рязанской ТЭЦ на запрос редакции. При этом вопросы о причинах недогревов и условиях договора поставки с РМПТС остались без ответа. Другой крупнейший производитель тепла - Дягилевская ТЭЦ, входящая в структуру ПАО «Квадра», на запрос редакции пока не ответил.

Налицо экономия, недозакупка тепла. Почему муниципалитет в лице теплосетей не стремится соблюсти права потребителей на получение оплаченного количества тепла? Уверенности в подобном бездействии им, вероятно, придает то, что рязанцы по существующим законам и правилам оказания коммунальных услуг испытывают большие трудности в юридически грамотном оформлении обращений. Коллективных жалоб закон не предусматривает, а ежедневно оформлять акты по недогревам в квартире для получения перерасчета или фиксировать недопоставки тепла в домах без счетчиков сегодня невозможно. Эти пробелы в законодательстве могут использовать муниципальные коммерсанты для необоснованного обогащения.

Проверки ради галочки?

А что же другие структуры и слуги народа, которые могут повлиять на ситуацию, спросите вы? Кто-то в ответ на наши запросы решил отмолчаться, но нашлись и те, кто проявил к проблеме живой интерес. К журналистскому расследованию подключились депутаты Госдумы РФ Владимир Федоткин и Александр Шерин, а также депутат Рязанской областной Думы Сергей Пупков. Последний уже затронул тему недогревов в своем выступлении на телевидении, лидер рязанских коммунистов на федеральном уровне направил депутатские запросы, в том числе в Министерство строительства и ЖКХ РФ, главному жилищному инспектору РФ, а либерал-демократ намерен получить отклик у федеральных правоохранительных органов.

- Нас волнует, прежде всего, чтобы в следующем отопительном сезоне подобная ситуация не повторилась. Сейчас мы анализируем, как возможно повлиять на ситуацию в правовом поле, чтобы изменить ее к лучшему, - сообщил Виктор Пупков в эфире телекомпании «Край Рязанский».

- Это безобразие в высшей мере, чиновничья халатность. Ведь люди платят за не в полной мере оказанную услугу, а такого быть ни в коем случае не должно. Мои близкие друзья, хоть их адреса в вашем списке и не значатся, тоже мерзли этой зимой. Я считаю, что вы подняли важную тему, - поделился своим мнением Владимир Федоткин.

О стартовавшей проверке по указанным в предыдущих статьях фактам заявил Общероссийский народный фронт. Кроме того, наши запросы отправились на стол к ряду депутатов «Единой России» в областной и городской думах, но пока ответа не последовало.

Среди немногих, кто в числе первых откликнулся на наш призыв, была областная прокуратура. Она организовала проверки в разных районах города, но пока занимается изучением частных случаев и не рассматривает нарушения температурного графика в качестве первопричины недогревов. Похожим образом ведет себя и облжилинспекция:

- В результате проведенных проверок нарушений санитарных норм в жилых помещениях не было выявлено, - заявляет в своем письме глава жилинспекции. Еще бы! О каком выявлении нарушений в городе можно сейчас говорить, если проверки проводились уже после холодов - в период резкого потепления? При этом в инспекции признали, что нарушения режимов теплосетями фиксировались, а за 2015 год на эту организацию наложили 23 штрафа аж по 10 000 рублей каждый! Такая сумма штрафа вряд ли возымеет действие на РМПТС.

Впереди ледниковый период?

Круговая порука. Вот, что позволяет РМПТС практически безнаказанно гнуть свою линию в ущерб карманам горожан. Предприятие - муниципальное. Поэтому защита узковедомственных интересов - превыше всего.

- Поименованные в письме объекты в числе проблемных не значатся, - рапортуют в письме одновременно РМПТС и администрация города.

- Результаты проверки подтвердили, что предприятие (имеются ввиду теплосети) выполняет свои обязательства, - добавляют чиновники.

Уж не придумали ли мы все это?! Уж не померещился ли 100 рязанцам, обратившимся через соцсети с жалобами на недогревы, этот январский холод в собственных квартирах?!

Похожий порочный круг удалось разорвать в Курске (см. подверстку «А как у них?»). Но принципиальное отличие состоит в том, что теплосети там находятся в аренде, а частных коммерсантов властям ничто не мешает прижать и придать процесс огласке.

Тем не менее, это не означает, что в Рязани невозможен подобный сценарий, по которому теплосети заставят соблюдать нормативный режим отопления и провести перерасчет оплаты потребителям. Быть может, и в Рязани народным избранникам пришло время заступиться за свой электорат? Или областному, а том числе и федеральному начальству пора проявить заботу о людях? Не просто вернуть людям деньги или сделать зимой батареи погорячее, а обязать РМПТС соблюдать температурные нормативы и, главное - инициировать изменения в законодательстве. Пока еще не поздно. Неужели наш ждет новый ледниковый период, если при дальнейшем попустительстве властей недогревы в будущем будут продолжаться?

А КАК У НИХ?

Мерзли в январе не только рязанцы, но и соседи по ЦФО - жители Курска. Однако они, по крайней мере, увидели ответную реакцию руководителей города и региона. Во время новогодних праздников недогревы в сетях Курска составляли около 30%. Температура теплоносителя в сетях фиксировалась на уровне 75-80 градусов вместо расчетной 110-115.

В отличие от Рязани, решением проблемы в Курске занялись представители законодательной и исполнительной власти. Вопрос вынесли на рассмотрение областной комиссии по ЧС. Подключились прокуратура и жилищная инспекция. Началась кампания в защиту замерзавших в январе горожан активистами местного Общероссийского народного фронта. Всего в Курске было собрано около 100 жалоб на отопление. Городской депутат Дмитрий Гулиев добился от арендатора теплосетей - филиала ПАО «Квадра» - обещания произвести перерасчет платежей для жителей «недогретых» домов.

На областном уровне, учитывая целый комплекс проблем, создали специальную комиссию, чтобы подобные ситуации не повторялись впредь. А представители мэрии города жестко раскритиковали поставщика тепла за недогревы.

А почему в Рязани жители должны страдать от самоуправства муниципальных структур и кто остановит будущие недотопы?

В ТЕМУ

Подробнее о результатах журналистского расследования вы можете прочитать в предыдущих статьях цикла: "В Рязани из-за проблем с отоплением дети спят под двойными одеялами, а бабушки ходят по дому в валенках" и "Социальная безответственность, или В чем главная причина недогревов в теплосетях города".

источник kp.ru
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА - КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Электронная почта: kp-62@list.ru Телефоны: 95-78-87 (редакция), 95-78-77 (коммерческий отдел) Адрес: 360000, город Рязань, улица Праволыбедская, дом 35 корпус 2, офис 4
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru